Искусственный интеллект и уголовное преследование в Казахстане
https://doi.org/10.46914/2959-4197-2024-1-4-19-29
Аннотация
В этом исследовании изучаются применение и последствия искусственного интеллекта в контексте Казахстана, страны, которая все чаще внедряет технологии искусственного интеллекта в уголовном преследовании для повышения общественной безопасности. Хотя такие методы на основе ИИ, как распознавание лиц, предиктивная полиция и инфраструктуры умных городов предоставляют широкие возможности для профилактики преступности и при преследовании, они также представляют сложные правовые и этические дилеммы. Данная работа стремится оценить степень интеграции ИИ в процедуры правоохранительных органов Казахстана, уделяя особое внимание согласованию этих технологий с международными нормами в области прав человека и государственными законодательными гарантиями. После критического анализа правовой базы Казахстана были обнаружены значительные пробелы в регулировании уголовного преследования с помощью искусственного интеллекта, особенно в отношении конфиденциальности и прозрачности. В данной работе также рассматриваются мировые прецеденты и этические рамки для устранения существующих пробелов и даны практические рекомендации по данной политике, характерные для уникального социально-политического контекста Казахстана. Результаты этого исследования подчеркивают необходимость надежных правовых гарантий, таких как создание независимых надзорных органов и законов о защите данных, для балансирования безопасности и гражданских свобод. Рассматривая подход Казахстана в рамках более широкого дискурса этики и наблюдения ИИ, это исследование вносит ценные идеи в разработку политики ИИ, которая поддерживает как технологический прогресс, так и защиту прав человека. Практическое значение этой работы распространяется на политиков, ученых и защитников прав человека, стремящихся найти тонкое равновесие между общественной безопасностью и личными свободами в эпоху усиленной ИИ полиции.
Ключевые слова
Об авторах
С. Ш. ДаубасоваКазахстан
м.ю.н., старший преподаватель
г. Алматы
Г. Т. Алаева
Казахстан
к.ю.н., профессор
г. Алматы
К. А. Джумабаева
Казахстан
PhD, ассоциированный профессор
г. Алматы
Список литературы
1. Fontes C., Hohma E., Corrigan C.C., Lütge C. AI-powered public surveillance systems: why we (might) need them and how we want them // Technology in Society. 2022. No. 71(102137). P. 1–12.
2. Huang C., Zhang Z., Mao B., Yao X. An overview of artificial intelligence ethics // IEEE Transactions on Artificial Intelligence. 2022. No. 4(4). P. 799–819.
3. Pagallo U., Quattrocolo S. The impact of AI on criminal law, and its two fold procedures // In Research handbook on the law of artificial intelligence. Edward Elgar Publishing. 2018, pp. 385–409
4. Yin C., Xiong Z., Chen H., Wang J., Cooper D., David B. A literature survey on smart cities // Science China. Information Sciences. 2015. No. 58(10). P. 1–18.
5. Singh T., Solanki A., Sharma S.K., Nayyar A., Paul A. A decade review on smart cities: paradigms, challenges and opportunities // IEEE Access. 2022. No. 10. P. 68319–68364.
6. Maliphol S., Hamilton C. Smart Policing: Ethical Issues & Technology Management of Robocops // In 2022 Portland International Conference on Management of Engineering and Technology (PICMET). 2022, pp. 1–15.
7. Ekaabi M.A., Khalid K., Davidson R., Kamarudin A.H., Preece C. Smart policing service quality: conceptualisation, development and validation // Policing: An International Journal. 2020. No. 43(5). P. 707–721.
8. Moon H., Choi H., Lee J., Lee K.S. Attitudes in Korea toward introducing smart policing technologies: Differences between the general public and police officers // Sustainability. 2017. No. 9(10). P. 1–17.
9. Stryker C. Importing Chinese Surveillance Technology: Are Central Asian States on the Path to Digital Authoritarianism? // Doctoral dissertation. 2022.
10. Feldstein S. AI & Big Data Global Surveillance Index // Data.mendeley.com. 2022. Vol. 4.
11. Shayakhmetova Z. Kazakhstan and Singapore Agreed to Develop Smart Cities in Almaty Region. The Astana Times. 2021. URL: https://astanatimes.com/2021/10/kazakhstan-and-singapore-agreed-to-developsmart-cities-in-almaty-region/
12. Privacy International. Private Interests: Monitoring Central Asia. Special report. 2014, pp. 1–153.
13. Kassenova N., Duprey B. Digital silk road in Central Asia: Present and future. Davis Center for Russian and Eurasian Studies. 2021.
14. United Nations, International Covenant on Civil and Political Rights. 1966. OHCHR URL: https://www.ohchr.org/en/instruments-mechanisms/instruments/international-covenant-civil-and-political-rights accessed 11 September 2024.
15. On State Protection of Persons, Participating in Criminal Procedure. 2000. URL: On state protection of persons, participating in criminal procedure – “Adilet” LIS
16. Criminal Procedure Code of the Republic of Kazakhstan. 2014. URL: Criminal Procedure Code of the Republic of Kazakhstan – “Adilet” LIS
17. US Embassy & Consulate in Kazakhstan. 2023 Country Reports on Human Rights Practices: Kazakhstan. 2024. URL: https://kz.usembassy.gov/2023-country-reports-on-human-rights-practices-kazakhstan/
18. Freedom House, Kazakhstan: Freedom on the Net 2020 Country Report. 2020. URL: https://freedomhouse.org/country/kazakhstan/freedom-net/2020
19. CarterA.M. Facing reality: The benefits and challenges of facial recognition for the NYPD // Homeland Security Affairs. URL: https://www.hsaj.org/articles/14656#:~:text=Facial%20recognition%20technology%20(FRT)%20is,crimes%2C%20locating%20missing%20persons%2C%20providing
20. McClellan E. Facial recognition technology: balancing the benefits and concerns // J. Bus. & Tech. L. 2019. No. 15(363). P. 363–380.
21. Li Z., Guo Y., Yarime M., Wu X. Policy designs for adaptive governance of disruptive technologies: The case of facial recognition technology (FRT) in China // Policy Design and Practice. 2023. No. 6(1). P. 27–40.
22. Krueckeberg J., Ferris G. Face off: The lawless growth of facial recognition in UK policing. Big Brother watch. 2018.
23. Garvie C., Frankle J. Facial-recognition software might have a racial bias problem // The Atlantic. 2016. No. 7(04).
24. Hamilton E. The Benefits and Risks of Policymakers’Use of Smart City Technology // Mercatus Center Paper. 2016.
25. Afzal M., Panagiotopoulos P. Smart policing: A critical review of the literature // In Electronic Government: 19th IFIP WG 8.5 International Conference EGOV 2020. Linköping, Sweden. 2020. P. 59–70.
26. Bruce D., Tait S. Challenges and opportunities in implementing smarter policing in South Africa // In A ‘Third Umpire’ for Policing in South Africa: Applying Body Cameras in the Western Cape. Igarape Institute. 2015. P. 19–29.
27. Edwards L., Urquhart L. Privacy in public spaces: what expectations of privacy do we have in social media intelligence? // International Journal of Law and Information Technology. 2016. No. 24(3). P. 279–310.
28. Yamin M.M., Shalaginov A., Katt B. Smart policing for a smart world opportunities, challenges and way forward // In Advances in Information and Communication: Proceedings of the 2020 Future of Information and Communication Conference (FICC). Springer International Publishing. 2020. Vol 1. P. 532–549.
29. Van der Sloot B., Broeders D., Schrijvers E. Exploring the boundaries of Big Data. Amsterdam University Press. 2016.
30. Yelegen A.Y. Обеспечение права человека и гражданина на здоровье в Республике Казахстан в эпоху искусственного интеллекта // Вестник КазНУ. Серия Юридическая. 2023. No. 2(106). C. 14–20.
Рецензия
Для цитирования:
Даубасова С.Ш., Алаева Г.Т., Джумабаева К.А. Искусственный интеллект и уголовное преследование в Казахстане. Eurasian Scientific Journal of Law. 2024;(4 (9)):19-29. https://doi.org/10.46914/2959-4197-2024-1-4-19-29
For citation:
Daubassova Sh.S., Alaeva G.T., Dzhumabayeva K.A. AI and criminal surveillance in Kazakhstan. Eurasian Scientific Journal of Law. 2024;(4 (9)):19-29. https://doi.org/10.46914/2959-4197-2024-1-4-19-29