Preview

Eurasian Scientific Journal of Law

Расширенный поиск
№ 1 (2) (2023)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ

5-12 252
Аннотация

Эффективное функционирование всех элементов имеет важное значение для правовой системы. Статья посвящена изучению правового менталитета, правовой культуры, правосознания, значения правового воспитания в формировании правового менталитета в казахстанском обществе. Низкий уровень правовой культуры и правосознания граждан приводит к ослаблению правовой культуры общества в целом и нестабильности правовой системы. В статье рассмотрены вопросы правовой культуры, правосознания и правового менталитета, понятие правового воспитания, их взаимовлияние, важные элементы. Необходимость изучения взаимодействия этих правовых явлений способствует поднятию уровня правосознания и правовой культуры в казахстанском обществе на новый уровень. Вопросы правосознания, правовой культуры и правового менталитета следует рассматривать комплексно, с учетом ментальных особенностей граждан в обществе, их общей системы ценностей. Это одно из важных направлений отечественной юридической науки. Результатом исследования является анализ современного состояния национальной правовой системы, развития правовой культуры, правосознания и правового менталитета с сегодняшней точки зрения, разработка направлений и мероприятий по их углубленному осмыслению.

13-19 336
Аннотация

В данной статье рассмотрен вопрос о правовом регулировании цифровизации окружающей среды в Республике Казахстан. Автор анализирует современное состояние экологической проблемы, цифровой экологической безопасности и цифровой экосистемы в условиях развития и реализации новых технологий. Также дается анализ международной практики и опыт Российской Федерации в реализации программ по цифровизации экологической безопасности на региональном уровне. Современные экологические проблемы, экологический кризис в различных регионах нашей страны и по всему миру вызывают необходимость поиска новых решений с использованием цифровой экологии и соблюдением законности. После принятия в 2021 г. нового Экологического кодекса Республики Казахстан страна взяла курс на реформирование состояния окружающей среды, и здесь требуется принятие разумных решений, включая использование цифровой экологии и легитимности. Цифровая трансформация влияет на защиту и безопасность данных, на информационные технологии, техническое проектирование, ответственность и вопросы регулирования. Поэтому столь необходимо всестороннее исследование правового регулирования цифровизации окружающей среды и обеспечение ее доступности, изучение концептуальных основ, правовых механизмов создания цифровых платформ хранения запасов экологической информации, проблем цифровизации и кибербезопасности охраны окружающей среды.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

20-26 271
Аннотация

Данное исследование посвящено правовому регулированию одного из видов криптовалюты – стейблкоинов. В статье рассмотрены вопросы правовой природы, сущности, также относительно ограниченной судебной практики в отношении стейблкоинов. Стейблкоины – это цифровые активы, которые предназначены для поддержания стабильной стоимости относительно некоторого базового актива или корзины активов, часто с помощью алгоритмов и рыночных механизмов. Регулирование стабильных монет может варьироваться в зависимости от юрисдикции, в которой они предлагаются и используются, а также от специфических особенностей рассматриваемой стабильной монеты. В целом, стабильные монеты, предназначенные для функционирования в качестве средства обмена, хранилища стоимости или расчетной единицы, могут подпадать под требования финансового регулирования, такие как требования по борьбе с отмыванием денег (AML) и "знай своего клиента" (KYC), а также обязательства по лицензированию и отчетности. В Соединенных Штатах, например, стабильные монеты, которые классифицируются как ценные бумаги, могут регулироваться Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC), в то время как стабильные монеты, которые считаются товарами, могут регулироваться Комиссией по торговле товарными фьючерсами (CFTC). Кроме того, некоторые стейблкоины могут рассматриваться как разновидность «бизнеса по обслуживанию денежных средств» и подпадать под регулирование Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN)[1]. В Европейском союзе стабильные монеты могут подпадать под регулирование в соответствии с пересмотренной Директивой ЕС о платежных услугах (PSD2) и предстоящей стратегией цифрового финансирования [2]. Важно отметить, что нормативно-правовая база для стабильных монет быстро развивается, и конкретные требования, которые применяются к конкретной стабильной монете, могут зависеть от ряда факторов, включая структуру стабильной монеты, конкретную правовую юрисдикцию (юрисдикции). Таким образом, разный подход стран в регулировании стейблкоинов породило необходимость изучения этого вопроса с правовой точки зрения.

27-34 264
Аннотация

В статье проанализированы споры по поводу разделения наследства между наследниками, признанными на основании закона или которые могут быть признаны в будущем. Рассмотрены иные наследственные правовые споры, возникающие на основании завещания наследодателя и имеющие возможность вероятного возникновения в будущем. Кроме того, исследованы индивидуальные понятия и особенности правоотношений, связанные с условиями и порядком распределения наследства, определенными законом. Исследован комплекс систем правовых механизмов, применяемых в их теоретическом и практическом комплексе правового, организационного регулирования. На момент разделения наследства, наряду со сторонами в данном правоотношении, рассматривались правовые возможности нотариальных услуг, закрепленные законом, их место и роль в спорном вопросе. Среди способов примирения сторон наследственных правовых споров, протекающих без вмешательства государства, эквивалентного судебной системе, проанализированы правовая возможность условий применения системы методов процедуры медиации, степень и уровень признания в правовой плоскости медиативного соглашения сторон, заключенного на основе процедуры медиации. Также были изучены практические недостатки применения процедуры медиации для оптимизации разногласий между правовым статусом сторон, их законными интересами и правовыми требованиями в отношении наследственных споров, официальная статистика, позволяющая выявить недостатки в отраслевом законодательстве в отношении процедуры, и выявленные пробелы в Межотраслевом законодательстве.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

35-42 167
Аннотация

Использование специальных научных знаний имеет большое значение для должной защиты прав и свобод граждан. Судья, прокурор, адвокат представляют в судебном процессе правовые знания, и возникающие в правовом поле коллизии они решают и оценивают с позиции своих профессиональных знаний. В то же время при возникновении потребности в специальных знаний в определенной отрасли науки, техники искусства или ремесла необходимы познания именно сведущих лиц. В связи со значимостью для доказательственной оценки их действий важно понимание их правового статуса и возможностей участия специалиста в судебном процессе. В связи с чем целью научного исследования является изучение современного состояния применения специальных знаний в форме участия специалиста в процессе доказывания, особенности правового регулирования организационных и методических основ его деятельности. Авторы указывают на процесс сближения двух форм применения специальных знаний (эксперта и специалиста) по правовому статусу, функциям, что создает проблемные ситуации в практике их применения. Авторами в процессе исследования применены методы научного моделирования, сравнительного анализа и формальной логики. В результате авторы сформировали свой взгляд на различие двух форм применения специальных знаний, предложили оптимизацию судебно-экспертной деятельности в соответствии с запросами юридической практики. Ценность исследования заключается в том, что авторы предложили самостоятельные пути решения преодоления проблем, связанных с участием специалиста в судебном процессе, осветили актуальные вопросы его участия в судопроизводстве РК.

43-52 497
Аннотация

За прошедшие несколько лет со времени вступления в силу и применения в уголовном судопроизводстве УПК Республики Казахстан в него внесены многочисленные дополнения и изменения, способствующие совершенствованию судопроизводства. В то же время образовался значительный эмпирический массив, являющийся богатым источником для научных исследований и дальнейшего совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. Практика свидетельствует, что в процессе расследования преступлений допрос является самым распространенным следственным действием. Ежегодно в среднем в стране регистрируется 150 тысяч преступлений. По каждому уголовному делу допрашиваются десятки, а порой и сотни граждан: потерпевших и свидетелей, подозреваемых и обвиняемых. Несмотря на успехи в исследовании вещественных доказательств с применением специальных научных знаний, показания граждан, полученные при допросе, по-прежнему остаются основным источником доказательств о расследуемом событии, его участниках и обстоятельствах, способствовавших совершению преступления. В статье приводится понятие и классификация допроса, как одного из самых распространенных и в то же время сложных видов следственного действия. Его эффективность слагается из целого ряда объективных и субъективных факторов, которые могут быть сведены к двум компонентам единого целого: строгому соблюдению законности и профессиональному мастерству следователя, включая его тактико-криминалистические знания и умения.

МЕЖДУНАРОДНОЕ И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

53-60 198
Аннотация

Понятие соперничества известно всем народам и свойственно практически всем сферам жизнедеятельности общества. Вопросы соперничества особенно свойственны предпринимательству. Однако современной правовой доктрине и законодательству данное явление знакомо как «свобода конкуренции». Завоевание рынка является для борющихся сторон вопросом существования и процветания. Отсюда вытекает разнообразие приемов конкуренции, в том числе, к сожалению, и недобросовестных. Безусловно, законодатель не может оставаться безучастным к серьезной угрозе недобросовестной конкуренции. Но как определить тот рубеж, отделяющий дозволенное от недозволенного? Где общий критерий для признания приемов конкуренции допустимыми и запрещенными? Вот вопросы, на которые ранее и в настоящее время ищет ответы теоретическая мысль юристов и практика антимонопольных и судебных органов. Действительно, где искомая грань допустимой свободы конкуренции? Ответы на эти вопросы мы будем искать в отечественном законодательстве и законодательствах зарубежных стран в историческом разрезе развития антимонопольного правового регулирования. И для проведения полноценного сравнительно-правового анализа мы будем повсеместно применять как общенаучные, так и частно-научные методы научного познания. Принимая во внимание тему и предмет научного исследования, повсеместно будет применяться сравнительно-правовой метод исследования. Полученные выводы могут быть полезны в правоприменительной практике, при определении пределов допустимой конкуренции, что порой затруднено широким толкованием некоторых норм национального законодательства Республики Казахстан, что ведет к нарушению антимонопольного законодательства в том числе.

61-69 215
Аннотация

В статье описываются некоторые аспекты обсуждения и принятия закона «О пробации в Российской Федерации». Проводится сравнительный анализ варианта законопроекта, внесенного в Государственную Думу РФ, с текстом принятого закона и выделяется ряд изменений: органам внутренних дел вменено в обязанность взаимодействовать с уголовно-исполнительными инспекциями по вопросам применения исполнительной пробации; сокращен перечень обязанностей лиц, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация, и т.д. Выделяются некоторые вопросы, которым авторы настоящей статьи уделяли особое внимание в 2021–2022 гг. при обсуждении законопроекта: предупреждению совершения преступлений как цели применения пробации, исправлению осужденных, трем видам пробации (исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной) и механизму их реализации, в том числе через перечень прав и обязанностей субъектов пробации, представителей общественности и лиц, в отношении которых она применяется, и т.п. Принятие данного закона фактически расширило предмет уголовно-исполнительного права за счет пробационных мер как новых оснований взаимодействия осужденных, учреждений и органов, исполняющих наказания, представителей общественности и других участников уголовно-исполнительных правоотношений. Отмечаются дальнейшие направления развития уголовно-исполнительного права, обусловленные наличием теоретико-прикладных проблем: отличием целей пробации от целей уголовно-исполнительного законодательства, а также неопределенностью критериев оценки их достижения; несоответствием правового положения осужденных и лиц, к которым применяется пробация; применением пробационных мер в случаях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения и пр.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2959-4197 (Print)
ISSN 2959-4200 (Online)